Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 26

 х. Заречного

Усть-Лабинского района Краснодарского края

 

 

 

 

 

Конспект внеклассного мероприятия по технологии в 5 классе

 

 

 «Мир труда»

 

 

подготовила

учитель технологии

                                                                                         Григорьева Елена Викторовна

 

 

х. Заречный

 2011 г.                                                           

                                        

«Мир труда»

(Конспект внеклассного мероприятия по технологии в 5 классе)

 

Григорьева Елена Викторовна,

учитель технологии

                                                                  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                                  основная общеобразовательная школа № 26 х. Заречного

                                                                  Усть-Лабинского района Краснодарского края                                              

Цель занятия:

 

1)    Закрепление изученного материала на уроках технологии;

2)    Развитие способностей учащихся решать творческие задачи;

3)    Ознакомление с бытом и традициями родного края;

4)    Воспитание культурного общения;

5)    Сплочение класса.

 

Оборудование:

 

1)    Рисунки учащихся на тему «Труд людей»

2)    Книга «Кубанские народные сказки и легенды»

3)    Кроссворд

4)    2-е головоломки

5)    Конверты с заданиями

6)    Вопросы к «Блиц- турниру»

7)    Вопросы к «Весёлой викторине»

8)    2-е корзины

9)    Овощи: свёкла, лук, помидоры, картофель, морковь, репа, зелень, бананы, мандарины.

10)                      2 комплекта слов к заданию «Народные промыслы»

11)                      2 грамоты

 

Ход занятия

     Здравствуйте ребята и гости, которые пришли к нам на занятие.

 Сегодня у нас открытие недели труда и начинается оно с нашего внеклассного занятия, посвящённого миру труда. На занятии мы узнаем:

-поговорки о труде

-разгадаем кроссворд

-поработаем с карточками

-поиграем в викторину

-узнаем казачьи законы, этикет

-какими промыслами занимались Кубанские казаки

-и в конце занятия подведём итоги.

     Ну конечно же, нам не обойтись без жюри. Разрешите представить членов жюри (1,2,3). И так, мы начинаем.

   Труд в жизни человека играет большую роль. Благодаря тому, что человек трудится он кушает, живёт в доме, имеет машину, носит красивую одежду. Благодаря труду человек живёт. В народе существуют пословицы о труде.

 

1 задание «Головоломка»

     Прочитать 2-е зашифрованные пословицы (кто быстрее).  Команда, которая называет правильно и быстро пословицу получает 1 балл.

 

 

 

без

 

не

 

тру

 

пр

 

и

 

вы

 

да

 

не

 

кай

 

к

 

вы

 

без

 

не

 

де

 

лью

 

шь

 

пр

 

ивы

 

рыб

 

кай

 

ку

 

из

 

к

 

пру

 

рук

 

оде

 

да

 

лью

 

1)    Без труда, не вынешь рыбку из пруда.

2)    Не привыкай к безделью, а привыкай к рукоделью.

 

2 Задание  «Блиц- турнир»

 

а) Команды называют по очереди наименование головных уборов ( за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу).

б) Опишите одежду своего любимого литературного героя так, чтобы можно было его узнать по этому описанию ( угадавшей команде 1 балл) .

 

3 Задание по карточкам.

По 1-у человеку от команды. Учащиеся выбирают конверты и отвечают на вопросы ( за 1 правильный ответ получают 1 балл).

 

1 комплект заданий.

 

1)    Что бы похудеть, нужно включать в рацион:

а)  пирожные

б)  сладкие блюда

в)  овощи

г)  фрукты

д)  отварное нежирное мясо

е)  соки

ж) жирную пищу

з) салаты

 

2) К столовым приборам не относится:

    а) дуршлаг

    б) ложка

    в) вилка

    г) нож

    д) разделочная доска

    е) десертная ложка

    ж) ковшик

    з) кастрюля

 

2)    Продуктами животного происхождения являются:

 

а) яблоки

б) молоко

в) дичь

г) кефир

д) хлеб

е) конфеты

ж) помидоры

з) сосиски

 

2 комплект заданий:

 

1)    Выберете правильные советы для тех, кто склонен к полноте:

 

а)  ограничить количество острых закусок, пряностей и специй

б)  готовить вкусные и ароматные жареные блюда

в)  отваривать мясо и рыбу

г)  включать в рацион больше сладких блюд

д)  меньше двигаться

е)  делать зарядку

ж) соблюдать режим питания

з)  иметь силу воли

 

2)    Блюдами для завтрака являются:

 

а) суп

б) каша

в) винегрет

г) бутерброд

д) яичница

е) мясо заливное

ж) студень

з) салат

 

3)    Продуктами растительного происхождения являются:

 

а) масло сливочное

б) масло растительное

в) яйцо

г) пшено

д) геркулес

е) рыба

 ж) сыр

 з) оливковое масло

 

Пока учащиеся выполняют задания,

4 задание для болельщиков « Весёлая викторина» .

      Команды отвечают по очереди  ( за правильный ответ команды получают по 1 баллу).

1)    Исходное сырьё для изготовления кареты для золушки ? (тыква)

2)    Что приходит во время еды? (аппетит)

3)    Продукт, простудивший старика Хаттабыча? ( мороженное)

4)    Из плодов этого дерева делают курагу? ( абрикос)

5)    Что по народным представлениям, означало начало всего живого? (яйцо)

6)    Что в моде появилось вперёд?

     а) фартук, б) булавка, в) зонтик.

7)    Найти ягоду.

    а) персик, б) клубника, в) яблоко.

8) И чего раньше строили Кубанские казаки свои жилища- хаты?

    а) солома, б) цемент, в) кирпич, г) хворост, д) глина.

9) Какое блюдо у Кубанских казаков считалось наиболее популярным?

     а) суп, б) борщ, в) хаш.

 

5 Задание. Конкурс «Выбрать овощи для борща»

По 1-у учащемуся, у каждого набор овощей. Необходимо выбрать в ведро овощи, которые необходимы для борща. ( кто быстрей и правильно соберёт овощи, получит 1 балл). Свёкла, морковь, помидор, цветная капуста, белокочанная  капуста, картофель, зелень, мандарин, яблоки, болгарский перец, чеснок, лук, кабачки, огурцы.

 

 Весёлая физминутка

Командам представить в танце своё блюдо под казачью музыку.

 

6 Задание « Разгадай кроссворд» 

Разгадав правильно названия овощей, в одном из столбиков вы получите название русского овощного блюда со свеклой.

 

м

1

о

р

к

о

в

ь

 

 

п

2

о

м

и

д

о

р

 

 

 

ч

3

е

с

н

о

к

 

 

 

 

р

4

е

п

а

 

г

5

о

р

о

х

 

к

6

а

р

 

т

о

ф

е

л

ь

 

п

7

е

 

т

р

у

ш

к

а

к

8

а

п

у

с

т

 

а

 

 

 

1)    Сидит девица в темнице, а коса - на улице ( морковь)

2)    «Яблоко любви»- так во Франции называют этот овощ (помидор)

3)    Если лук - от семи недуг, то этот овощ от 99 болезней ( чеснок)

4)    Овощ, который в русской сказке « тянут - потянут, а вытащить не могут»

     ( репа)

5)    Бобовое растение ( горох)

6)    Не любит света, боится холода и носит «мундир» ( картофель)

7)    Вид зелени, которая бывает простой и кудрявой ( петрушка)

8)    «Сто одёжек, и все без застёжек», бывает цветная, белокочанная, брюссельская (капуста).

В столбике с цифрой 5 получится слово «винегрет».

 

   7 Задание «Народные промыслы»

       Это важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её практическом назначении, но и красоте. Из простых материалов- дерева, металла, камня, глины создавались истинные произведения искусств.

        Задание. Правильно распределить предметы ремёсел Кубанских казаков.

        

         Гончар                                                - одежа, украшение для одежды

         Кузнец                                                - корзины, плетни, лукошки мебель

         Ткачество                                          - кувшин

         Мастер домашней утвари              - подковы, оружие, брички

(За каждый правильный ответ по 1 баллу).

 

Весёлая физминутка

Болельщики жестами показывают вид ремесла, а другие отгадывают

    

 А теперь давайте поговорим о казачьих законах и этикете.

 Уч-ся называют законы ( по 2 человека от класса).

1)    Уважительное отношение к старшим

2)    Уважение к женщине ( матери, сестре, жене)

3)    Почитание гостя

4)    Одежду содержать в чистоте и опрятности, и никогда не позволять себе носить чужую одежду.

 

8 Задание «Проявление этикета»

Д/З. Уч-ся одной команды по 2-а задания инсценируют, другая команда должна сформулировать правило этикета ( за правильную формулировку команда получает 1 балл).

1)    В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать

     ( вступать в разговор без разрешения) и тем более непристойно выражаться.

2)    Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось разрешения пройти. При входе куда-либо первым пропускали старшего.

3)    Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

4)    При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках, слово старика являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

 

9 Задание «Кубанские пословицы»

(Уч-ся называют пословицы, пока жюри подводит итоги мероприятия)

1)    Атаманам пышки -казакам шишки

2)    Добрый казак не брезгает,- что попало, то и трескает

3)    Казак что дитё: и много дашь- всё съест, и мало дашь- сыт будет

4)    Казак из пригоршни напьётся, из ладони пообедает

5)    Хлеб да вода- казацкая еда

6)    Казак голоден. А конь его сыт.

 

Итог: слово жюри.

Награждение.

     Дорогие ребята, сегодня вы хорошо поработали. Многое вспомнили. А многое и узнали о том как наши с вами предки жили на Кубанской земле. Чем занимались какие у них были правила, что любили есть.

 Всем спасибо!

До свидания!

 

                                 Список использованной литературы

 

1)    «Моя Кубань» Ситдикова Н.В. «Издательство БАРО-ПРЕСС»,2005 г.

2)    «Тесты по технологии» 5-7 классы Маркуцкая С.Э. Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2006 г.

 

 

 

Внеклассное мероприятие по технологии для развития способностей учащихся решать творческие задачи, ознакомления с бытом и традициями родного края,

воспитания культурного общения.

 

 

Тема «Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции.»

(6 класс) 2 часа.

1 урок

Цель:

Обучающая-       рассказать о керамических изделиях Древней  Греции, их   

                                особенностях, познакомить учащихся с историческими

                                данными древней керамики.

Развивающая-       научить находить отличительные особенности вазописи,     

                                создавать образцы древнегреческой вазы,развить              

                                эстетический вкус, интерес к декоративно-прикладному

                                искусству Древней Греции.

Воспитывающая-бережное отношение к древней культуре Греции.

 

Задачи урока:

 1.Научить учащихся находить отличительные особенности стилей вазописи.

 2.Выполнять роспись вазы согласно выбранному стилю.

 

Оборудование: презентация, выставка книг полная энциклопедия «Древний мир», альбом, карандаш простой, акварель, полимерная глина.

 

Ход урока.

I.Организационная часть.

 1. Приветствие

 2.Проверка готовности учащихся к уроку

 

II.Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Ребята, в предыдущих классах  мы с вами уже знакомились с образом художественной культуры Древней Греции, узнали образ греческой природы, познакомились с мифами.  Сегодня на уроке мы продолжаемзнакомиться  с культурой Греции, узнаем об особенностях древнегреческой керамики, её стилях, назначении и побываем в роли горшечников, которые славились своими произведениями искусства.

 

III.Изучение нового материала.

Учитель.Греция-это удивительная страна.( показ слайда)

 

 Побывав в ней, хочется иметь небольшой сувенир, при взгляде на который можно бы сразу мысленно оказаться в Греции.  Лучше всего для этого подходит греческая керамика:

( показ слайда)

 

Расписные изделия из глины – символ Эллады. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина)  (учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, записав его на доске)-это любые бытовые или художественные изделия, выполненные из глины или глиносодержащих смесей и обожженные в печи или высушенных на солнце. А изготавливать керамические изделия люди научились много веков назад, постепенно совершенствуя мастерство и технику. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи.

 Керамика древних греков, особенно афинян, – одно из наивысших достижений этого искусства. В Греции гончарное ремесло, особенно керамика, возникло под влиянием Востока, но простым ремеслом, удовлетворяющим обыденные нужды, оставалось недолго. Его стали использовать в культовой архитектуре. По легенде, впервые керамикабыла применена для украшения храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе, и там же начали изготавливать сосуды с цветными рисунками и пластическими орнаментами.( показ слайда)

 

Кроме Коринфа, это искусство процветало на островах Хиос и Самос(показ слайда)

 

СамосХиос

( названия островов записаны на доске)и в Афинах, где им с незапамятных времен занималось значительное число семей, образовавших многочисленное сословие афинских горшечников. Это сословие имело цеховую организацию и населяло отдельный квартал, получивший название керамикос (квартал горшечников) (учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске).

Афинские горшечники, которые в Афине, Гефесте и Прометее видели своих богов-покровителей, пользовались почетной привилегией поставлять призовые сосуды, раздававшиеся победителям на празднике Панафиней(показ слайда)

 

 

(учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске). (самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.). Эта привилегия способствовала тому, что афинские мастера гончарного искусства вскоре отказались от восточных форм и заменили их национальными. В техническом отношении их изделия уже давно стояли наравне с западными и среднеазиатскими. Глиняная посуда была одним из важных предметов заграничной торговли греков; финикийские купцы вывозили ее даже в Африку.

Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к различным периодам развития древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные вазы, амфоры для перевозки и хранения вина, воды, зерна, бытовую посуду. Изображения на этих керамических изделиях, орнаменты и сцены, позволяют получить представления о быте людей, живших много веков назад. Особенно широко представлены различные моменты соревнований и эпизоды мифологических сказаний на вазах, которыми награждались победители олимпиад. (показ слайда)

 

 С течением времени менялись стили росписей,  орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок носил графический плоскостной характер.

Физминутка

 

Стили вазописи

Геометрический- (1000-700 г. до н.э.) геометрические узоры, позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей.( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет).

 

Ковровый – ( VII в. до н.э.) полихромные изображения животных и фантастические  существа в сочетании с растительными узорами.  ( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет, изображения)

 

Чернофигурная вазопись- со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. на вазах глазурированных красным цветом- фигуры наносили чёрным лаком. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры, которые прорисовываются с помощью шликера((учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске)-смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики)или глянцевой глины на подсушенной необожжённой глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем.(учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске)-режущий инструмент, стальной резец). Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла.

       Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

       Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Известные мастера Клитий, Эксепий, Амасис.(авторы записаны на доске)

 

 

( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет, изображения)

Краснофигурная вазопись- краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Фон закрашивали чёрной глазурью, а фигуры красным цветом. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры не закрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого.

 Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Мастера Ефроний, Дурис, Брига..(авторы записаны на доске)

 

 

 

( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет)

 

Роскошный – ( к. V-IV в.до н.э.) декоративная пышность ваз, перегруженность композиций, передача перспективы, нарушение единства изображения и формы сосуда.

 

 

( учитель обращает внимание на форму сосуда, роспись, цвет)

 

( цветные образцы стилей вазописи,  распечатанные на формате А4 учитель вывешивает на доску по мере своего рассказа )

        Керамические изделия были разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие для ритуальных и погребальных обрядов, третьи – для хранения.

( показ слайдов)

 

Канфар- чаша для вина

 

Ойнохоя- сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника.

 

Кратер- сосуд для смешивания вина с водой

 

Гидрия- сосуд для воды

 

Лекиф- сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

 

Скифос- большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить не разбавленное вино считалось «дурным» тоном

 

Киаф- черпак для разбавленного вина.

 

Килик- самая распространённая чаша для вина

 

Амфора- сосуд для транспортировки вина и масла

 

( Учитель открывает часть доски, на которой вывешены цветные образцы сосудов,  распечатанные на формате А4)

       Произведения керамики оформлялись особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды,  керамические сосуды и их фрагменты сохраняются десятками тысячелетий, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

 

IV. Закрепление материала. 

А сейчас ребята, чтобы закрепить наши знания,  мы с вами немножко поиграем.

1 Задание.

Учитель.Давайте представим, что группа археологов нашла осколки, похожие на сосуд, и им предстоит собрать их и дать ему характеристику.

Желающие ребята выходят по одному, берут осколки сосуда (заготовки из бумаги, на обратной стороне которых написаны вопросы) читают вопрос и отвечают, затем прикрепляют к доске с помощью магнита.

 

-Что означает греческое слово keramike ?(Гончарное искусствo)

- На каких островах процветало искусство керамики?(Хиос и Самос)

- Как назывался квартал горшечников?(Керамикос)

-Какназывалисьсамые крупные религиозно-политические празднества в

  античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини

  Афины? (Панафиней)

-Как называлась смешанная с водой и подкрашенная глина,  

использовавшаяся в древности для росписи керамики?(шликер)

- Как назывался режущий инструмент, стальной резец? (штихель)

- Мастера Клитий, Эксепий, Амасис прославились как мастера какого стиля?

  (Чернофигурная вазопись)

- Мастера Ефроний, Дурис, Брига прославились как мастера какого стиля?

  (Краснофигурная вазопись)

      В результате должен получиться древнегреческий сосуд.

 

Учитель.Молодцы! Смотрите, к какому же стилю принадлежит сосуд?

Уч-ся.Отвечают

Учитель. А почему вы так решили?

Уч-ся даёт характеристику сосуда (цветовая гамма, что изображено, орнамент, какой фон, возможное назначение).

 

2 Задание.

Учитель.На одной части доски  представлены иллюстрации сосудов, а на другой их названия. Учитель читает назначение сосуда, а ученик должен выбрать название и правильно расположить под иллюстрацией, которая соответствует назначению.

 

 

 

- чаша для вина

 

 

Кратер

 

 

- сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника.

 

Гидрия

 

- сосуд для смешивания вина с водой

 

Канфар

- сосуд для воды

 

 

Ойнохоя

 

- сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

 

Скифос

 

- большая чаш для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить разбавленное вино считалось «дурным» тоном

 

Киаф

 

- черпак для разбавленного вина.

 

Лекиф

 

 

- самая распространённая чаша для вина

 

Амфора

 

 

 

 

 

- сосуд для транспортировки вина и масла

 

Килик

 

 

 

 

Учитель.  Молодцы! Вы хорошо справились.

 

V.Практическая часть урока.

 

Учитель.Ну вот ребята, вы хорошо закрепили новый материал, а теперь можно приступить к выполнению практической работы. Вы побываете в роли горшечников, попробуете создать из глины свои неповторимые шедевры и подпишите их своими именами.

 

Что необходимо для работы:

Во-первых, нужна рабочая поверхность – это может быть кусок кафеля или пластиковая доска. Необходимо, чтобы поверхность была прочной– тогда материал не будет прилипать.

Во-вторых, будет нужен пластиковый тонкий ножик– для отделения кусков пластики и для придания нужной формы будущему изделию.

 Главное – это хорошо размять полимерную глину, сделать материал мягким и пластичным и удалить пузырьки воздуха – при нагревании они расширятся и образуют некрасивые бугорки на изделии.

 

Техника безопасности

1.Не пробовать глину на вкус, тщательно мойте руки после завершения работы с ней.2.Инструменты, которые вы использовали при работе с полимерной глиной, нельзя

использовать для хранения и приготовления продуктов питания.

 

Объяснение задачи практической работы.

Учитель.Ребята, на этом уроке вы должны выполнить из глины образец древнегреческой вазы. Затем ваши вазы должны будут высохнуть и затвердеть, мы их поставим в самое тёплое место нашего класса. А на следующем уроке вы займётесь росписью сосудов красками. Для этого вам понадобятся краски (гуашь, акриловые), кисти разных размеров, пластиковый стакан, клеёнка.

 

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину(учитель берёт в руки кусок полимерной глины и начинает разминать) и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. ( учитель показывает как можно вылепить части сосуда и соединить их). Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости. Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца.

Объяснение процесса работы

 

1.     Распакуйте глину.

2.     Размягчите её.

3.     Вылепите выбранный сосуд.

4.     Орнаменты или фигуры людей на сосуде вы можете продавить пластиковым ножом.

(Учащиеся приступают к работе.Для выбора образца сосуда, они используют иллюстрации на доске, а для выбора сюжета в росписи помогут книги с иллюстрациями мифов, которые ребята принесли).  

VI. Целевые обходы.

  Учитель, обходя рабочие места, контролирует выполняемую работу, даёт советы по выполнению формы сосуда.

 

VII.Подведение итогов.

 

1)    Беседа по новой теме.

Учитель.Ну вот ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, давайте вспомним.

Уч-сяназывают какие стили древнегреческих ваз они знают, назначение сосудов, с помощью каких инструментов и материалов они делались, где впервые появилось искусство керамики, каких мастеров они запомнили.

 

2)    Выставление оценок за активность.

 

VIII. Домашнее задание.

На  следующем уроке каждый из вас попробует себя в роли мастера по росписи керамики, мы с вами будем создавать вазы в разных стилях и посмотрим что у нас получится. Подготовить книги с иллюстрациями древнегреческих мифов.

 

2 урок

Цель:

Обучающая    -       обучить уч-ся приёмам росписи древнегреческой вазы.

Развивающая-       научить передавать оттенки ваз соответственно стилю,развить              

                                эстетический вкус, интерес к декоративно-прикладному

                                искусству Древней Греции.

Воспитывающая-аккуратность и внимательность в работе.

 

Задачи урока:

 1.Научить учащихся приёмам росписи древнегреческой вазы.

 2.Дать характеристику своей работе.

 

Оборудование: презентация, выставка книг полная энциклопедия «Древний мир», карандаш простой, акварель, полимерная глина.

 

Ход урока.

I.Организационная часть.

 1. Приветствие

 2.Проверка готовности учащихся к уроку

 

II.Сообщение темы и цели урока.

И так ребята, на прошлом уроке вы слепили древнегреческий сосуд из глины. За неделю они хорошо высохли. Сегодня мы сможем выполнить роспись по ним. А в конце урока устроим показ своих работ. Как бы организуем улицу горшечников.

 

III.Практическая часть урока.

Учитель. Для начала ребята, выберите стиль, в котором вы будете работать. Но давайте сначала вспомним, какие стили древнегреческой керамики существуют.

Уч-ся выбирают из предложенных иллюстраций сосудов и называют стили, дают краткое объяснение.  

Учитель.

Что необходимо для работы:

1.     Акварель, гуашь, акриловые краски.

2.     Художественные кисти разных размеров

3.     Салфетка

4.     Пластиковый стаканчик с водой

5.     Пластиковая доска

 

Техника безопасности

1.Не пробовать краски на вкус, при попадании краски в глаза, необходимо тщательно  

   промыть их водой.

2.По окончании работы, кисти тщательно вымыть водой, высушить салфеткой.

 

Объяснение задачи практической работы.

Учитель.  Ребята, вы должны овладеть приёмам росписи древнегреческой вазы.

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда.

- Каждый орнамент нёс своё значение и имел свои особенности, по которым сейчас археологи могут определить возраст вазы.Самым древним был геометрический стиль.

Всё заполняет меандр – непрерывный орнамент.(учитель обращает внимание учащихся на значение этого слова, которое записано на доске)Символ вечности ( показ слайда)

 

Напоминает движение волны.

- Позже появился растительный и зооморфный орнамент. Главный элемент растительного орнамента был лотос( показ слайда)

.

- далее появился мифологический орнамент. Как вы думаете, что на нём изображали?

( показ слайда)

 

Краснофигурная вазопись обычно очень строго соблюдает двухтоновость черно-красного изображения.

Прием росписи был различен, смотря по тому, орнаментировался ли сосуд чёрными фигурами на красном фоне или, наоборот, красными фигурами на черном фоне.

В первом случае, художник покрывал сплошь чёрным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали, каковы мускулатура, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах.

Во втором случае он начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с чёрным лаком, после чего, толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью. По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению. Чёрный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью: состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа. Необходимо, однако, заметить, что в рассматриваемом роде живописи употреблялся не исключительно один чёрный колер: для оживления чёрных фигур художник прибегал иногда к белой и лиловато-красной краскам и ретушировал ими некоторые детали. С течением времени полихромная орнаментация ваз вошла в большой почет: в росписи особенно нарядных и дорогих сосудов стали появляться в изобилии голубой, зелёный, светло-жёлтый и темно-красный цвета, даже позолота.

 

Объяснение процесса работы

Ребята, можете приступать  к работе.Иллюстрации для росписи будут вам подсказкой.

IV. Целевые обходы.

  Учитель, обходя рабочие места, контролирует выполняемую работу, даёт советы по выполнению росписи сосудов.

 

V. Заключительная часть

 

1.Подведение итогов.

Учитель. Ребята,сегодня на уроке вы побывали художниками- живописцами. Давайте пройдём по улице Керамос и посмотрим на наши шедевры. Так в чём же заключается особенность древнегреческой керамики?

Уч-ся дают свои ответы.

Уч-сявыставляют свои работы на два сдвинутых стола, покрытых однотонной скатертью. Каждому уч-ся даётся возможность коротко рассказать о своём сосуде. В конце урока делается фото.

Учитель. Ребята, вам понравилось работать на уроке? Чем вам запомнились эти два урока?

Уч-ся.  Отвечают.

 

2.Выставление оценок за активность.

 

3. Уборка рабочих мест

 

4 Организация на перемену.

 

 

 

                                                 Список литературы:

 

1.http://ceramics-pottery.ru/article/203/

2.http://www.greece4all.ru/podarok-iz-grecii/v-chem-osobennost-grecheskoj-keramiki.html

3.http://images.yandex.ru/

4. http://ru.wikipedia.org/

5.Полная энциклопедия «Древний мир»

6.Иллюстрированный мифологический словарь

7.Н. А. Кун - "Легенды и мифы Древней Греции"

 

 

 

 КОНКУРС МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УРОКОВ

 

 

Секция предметов эстетического цикла.

 

Технология

 

Тема: История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука.

 

5 класс

 

Муниципального Общеобразовательного Учреждения  Основной Общеобразовательной Школы № 26 хутора Заречного

Усть- Лабинского  района

Краснодарского края

 

 

 

 

Автор проекта:

учитель высшей категории

 Григорьева Елена Викторовна

 

 

 

2008 год

 

Цель урока:

Обучающая -            ознакомить учащихся с историей фартука, казачьим     

                                  костюмом,  видами одежды, познакомить с

                                  профессиями;

                                  сформировать навыки по измерению фигуры человека.

 

Развивающая-         развить эстетический вкус, интерес к профессиям.

Воспитывающая-  аккуратность и внимательность в работе.

 

Задачи урока:

 1.Научить учащихся снимать и записывать мерки фигуры человека.

 2.Производить математические расчеты и применять их при построении   

    чертежа фартука.

 

Оборудование:

учебник , рабочая тетрадь, журналы мод, презентация, две куклы в казачьем костюме, сантиметровая лента, линейка, карандаш.

 

Ход урока

 

I.Организация урока.

  1. Приветствие

  2.Проверка готовности учащихся к уроку

II.Повторение пройденного материала.

  1. 50% учащихся работают по карточкам

  2.Остальные учащиеся работают устно, отвечая на вопросы:

     -Что такое шов?

     -Что определяет ширина шва?

     -Какие виды швов вы узнаете?

     -где применяют стачной шов?

     -Где применяют накладной шов?

     -Где применяют шов в подгибку с закрытым срезом?

     -Какие требования предъявляют  к выполнению машинных работ?

  3.Анализ повторения.

III.Изучение нового материала.

Учитель: показ презентации

1 слайд- «Встречают по одёжке…»- не даром в народе ходит пословица. Ведь 

              общество всегда встречает человека по одёжке , а провожает по уму.

              Одежда очень многое может сказать о человеке ( уч-ся приводят   

              примеры). Одежда по назначению делится на бытовую,

              производственную, спортивную, форменную.

2 слайд- давайте более подробно рассмотрим каждую группу. Бытовая

              может  быть повседневной, торжественной, домашней. Задание: из

              образцов   одежды (эскизы)  необходимо подобрать одежду к каждой

              группе.

3 слайд- производственная ( одежда медиков, продавцов, строителей, и т.д.).

              Уч-ся приводят примеры.

4 слайд- спортивная . Уч-ся называют виды спорта и состав костюма.

5 слайд- форменная . Уч-ся приводят примеры.

6 слайд- схема профессий задействованных в процессе производства одежды.

              Художник –модельер, который придумывает новые модели  одежды        

              и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; художник-

              конструктор воплощает  идеи художника- модельера в чертежи и

              выкройки ( лекала); технолог швейного производства, определяющей

              способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона,

             свойств тканей и современной технологии пошива одежды; швея(

             сейчас эта профессия называется оператор швейного оборудования)

             непосредственно выполняет швейные операции.

             Отечественная школа моделирования основывается на идеях и

             разработках первого русского художника- модельера Надежды

             Петровны Ламановой (1861- 1941). Её принцип: « Для чего создается

             костюм, для кого, из чего»- не потерял актуальности и сегодня.

             Художник- модельер должен хорошо рисовать, знать основы

             композиции костюма, быть в курсе современной моды, работать с

             журналами мод, делать зарисовки интересных деталей  и фасонов,

             эскизы своих моделей.

             Ребята, а каких вы знаете художников- модельеров? (уч-ся приводят

             примеры).

7 слайд- фартуки по назначению в наше время могут быть: повседневными,

             нарядными, детскими, женскими, мужскими.

8 слайд- нарядный(описание костюма).

9 слайд- детский (описание фартука)

10 слайд- женский (объяснение по иллюстрации)

11 слайд- мужской (история мужского фартука)

12-13 слайд- казачий костюм. Неотъемлемой частью женского костюма

             является нарядный фартук, расшитый лентами, вышивкой, 

             кружевом. Шили его из ситца, сатина. Одежда, даже праздничная, в

             прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина

             умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева. По

             одежде определялось- замужняя женщина или девушка, вдова или

             невеста, какого она рода, и даже сколько у неё детей.

14 слайд- русский костюм-это источник вдохновения для художников-

             модельеров. Основой этого костюма является фартук или завеса.

             Форма этих фартуков повторяется и современном костюме. Фартуки 

              в народных костюмах богато украшались, декорировались и  

              являлись дополнением к костюму.

 

            В изготовлении фартуков можно проявить свою индивидуальность и фантазию. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям,  цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.

            Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.

Мерки- это основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения. Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

-Мерки снимают по правой стороне фигуры.

-Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длины.

-При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. --На обмеряемом должна быть легкая одежда.

-Стоять надо прямо, без напряжения.

-Талию предварительно опоясывают шнурком.

-Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

(Учитель показывает, как снимаются мерки, как они записываются).

IV. Закрепление материала.  

Уч-ся выполняют практическую работу « Снятие мерок».

V. Целевые обходы.

Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполняемой работы, снятие мерок, слаженность и точность работы в парах, четкое заполнение табличной формы в рабочей тетради.

   По окончании работы проводится коллективная проверка: уч-ся рассказывают правильность снятия мерок, их названия, обозначения, сравнивают полученные результаты.

VI. Подведение итогов урока.

1) Беседа по вопросам:

- Что нового узнали на уроке?

- Что научились делать?

2) Анализ урока, обращение внимания уч-ся на недочеты, необходимые замечания, выявление ошибок.

3) Сообщение оценок за теоретические знания.

4) Оценка практической работы.  

Домашнее задание:  параграф № 10, с. 45-47; ответить на вопросы, уметь объяснить значение основных понятий по теме урока, практиковаться в снятии мерок с членов семьи.

Презентация