ШКОЛА   НОВОГО  ПОКОЛЕНИЯ - ЭТО...

 

Главная

 

 

 

 

 

  

 

 

   

 

 

Образовательно – воспитательная программа  класса

МБОУ ООШ № 26

«Духовно – нравственное воспитание

учащихся через сохранение семейных ценностей

в условиях сельской малокомплектной школы»

в рамках реализации проекта

«Школа нового поколения – школа полного дня»

 Пояснительная записка.

Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…  Всё,  чем жив человек. (Михаил Юхма)

 Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное,  в другом  - как ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей?

Анализ воспитательной работы  школы указал как на растущие цифры снижения уровня нравственной воспитанности среди учащихся, так и частое недопонимание родительской общественностью целей и задач воспитания, а иногда и прямое уклонение от своих родительских обязанностей в процессе воспитания.

Анкетирование показало следующие результаты:

  • 11% учащихся имеют расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственного качества;
  • 19% учащихся имеют знания нравственных норм, составляющих суть нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами их поведения, как личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределённое, неустойчивое;
  • 37% учащихся  имеют  чёткое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, и активно-положительное отношение к ним, но при этом недостаточно устойчивое проявление этих качеств в поведении;
  • и только 33% учеников имеют устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества.

      Анализ результатов данной диагностики, позволяет говорить о том, что такие нравственные ценности, как - принципиальность, честность, справедливость, самостоятельность, самокритичность - являются сегодня приоритетными у учащихся. Но такие нравственные качества как - чуткость, совестливость, вежливость, великодушие - недостаточно устойчивы и пассивны.

Так возникла идея разработать концепцию образовательно – воспитательной программы  «Школа нового поколения»  по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через сохранение семейных традиций в условиях сельской малокомплектной школы».

Были сформулированы принципы, которыми важно руководствоваться в работе с детьми:

ü Ребёнок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.

ü Создай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.

ü Ребёнок – это человек растущий, а я выросший.  Два человека способны понять друг друга.

ü Не вынуждай ребёнка чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза».

ü Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.

       Программа построена на сотрудничестве педагогов – родителей – учащихся.

Цель программы – создание условий для духовно – нравственного воспитания учащихся через интеграцию базового и дополнительного образования в социокультурном пространстве школы.

Задачи программы:

*    Формирование  единой образовательно – воспитательной среды с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания  и ответственности родителей;

*    Создание условий в школе для успешной социализации личности в обществе;

*    Формирование духовно – нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и семейных ценностей;

*    Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

*    Формирование чувства патриотизма у учащихся  через воспитание любви к школе, родному краю, Родине;

*    Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, формирование эстетических вкусов и идеалов.

 Воспитательная система.

Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идёт навстречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А ещё лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это важно, и интересно.

В такой ситуации школьник – уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.

Духовно -  нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для учеников  значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если классный руководитель  заботится о выполнении следующих условий:

1.     Опирается на положительные возрастные потребности и интересы;

2.     Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников;

3.     Создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

4.     Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;

5.     Учитывает положительное воздействие общественного мнения;

6.     Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

 Основная концептуальная идея воспитательной системы - «развитие духовного мира ребёнка». Под словом «духовный» мы понимаем ценности человеческих отношений, связь поколений, сохранение культурных ценностей, духовность, как активное внутреннее стремление к истине, добру и красоте.

В основу системы воспитания были положены следующие идеи:

  • человек, его духовное и физическое здоровье;
  • Отечество, род, семья, язык, традиции, как основания социального бытия;
  • познание и возможность творчества;
  • природа с её "языком" и всеми проявлениями жизни.

Целью воспитательной системы является  развитие духовного мира ребёнка.

Современная школа претерпевает существенные изменения, и возникает острая необходимость возродить общечеловеческие ценности, где главным является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке».

В процессе педагогической деятельности, общения, самопознания выстраивается представление о ценностях воспитания. В общении педагога и ребёнка, в приобщении детей к культуре своей Родины происходит рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание человеком своей индивидуальности. Общаясь, человек не только формирует свои ценности, своё «я», "смотрясь в другого", но и через отношение к себе других людей осознаёт свою индивидуальность и раскрывает её.

В систему духовных воспитательных дел органично вплетаются стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимаются переживания человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Однако даже поступки не всегда говорят о богатстве духовного мира ребёнка, нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных, духовных мотивов деятельности – важная и необходимая часть воспитательной работы в школе.

 Реализация образовательной части программы.

Учитывая то, что дети находятся в школе целый день, учебная и внеурочная деятельность спланированы так, чтобы ребенок не ощущал себя утомленным и перегруженным, испытывал потребность как в приобретении практических и теоретических знаний, так и в развитии познавательных интересов и способностей, что способствует активным творческим проявлениям.

 

   

Педагоги проекта «Школа нового поколения» разработали интегрированные образовательные программы таким образом, чтобы учебная деятельность «вырастала» из игровой, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки сохранился для него как можно дольше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Таким образом, были разработаны программы следующих курсов дополнительных занятий второй половины дня:

·               

Разработанные программы направлены не только на всестороннее гармоничное развитие личности, но и, прежде всего, на развитие духовности в каждом ребёнке. 

Реализация воспитательной части программы.

Воспитательный процесс построен, исходя их следующих принципов:

  • Индивидуальный подход;
  • Уважение ученика. Признание самоценности личности;
  • Гуманизм во взаимоотношениях учитель-ученик, ученик-ученик;
  • Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе (классный руководитель, педагоги дополнительного образования, родители);
  • Многовариативность и альтернативность. Возможность выбора коллектива, дел, направлений деятельности.
  • Системность воспитания.
  • Разумное сочетание массовых, малых форм, индивидуальной работы.

Основные направления в воспитании:

"Патриотическое, гражданское, правовое"

Знать и уметь

Мероприятия

символику государства, символику своей школы (гимн, герб, флаг), правила поведения учащихся в школе и общественных местах, ценностное отношение к природе, как к своему дому, Родина как место, где родился человек.

классные часы, уроки Мужества, уроки Кубановедения, знакомство с историей и достопримечательностями Краснодарского края, поездки в театры, классные и общешкольные мероприятия.

 "Спортивное, экологическое"

Знать и уметь

Мероприятия

соблюдать режим дня и питания, выработка двигательных умений и навыков, полезные привычки, хорошая осанка, уроки здоровья "Вредные привычки..", "В здоровом теле здоровый дух".

уроки физической культуры, спортивные кружки, секции, школьные спартакиады, «Дни Здоровья», «динамические паузы», «физ. минутки», утренние зарядки, экскурсии и походы на лоно природы, уход человека за животными, проведение экологических мероприятий, озеленение пришкольного участка.

 "Самоуправление"

Знать и уметь

Мероприятия

основы личной гигиены, принципы самообслуживания, поручения в классе, самостоятельно делать зарядку, заботиться о своём здоровье.

основы личной гигиены, принципы самообслуживания, поручения в классе, самостоятельно делать зарядку, заботиться о своём здоровье; проведения мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей.

 "Профессионально- трудовое"

Знать и уметь

Мероприятия

содержать в порядке свои школьные принадлежности, содержать в порядке своё рабочее место, уважать чужой труд, помощь взрослым в труде, самообслуживание, формирование трудовых умений и навыков.

дежурство в классе, изготовление своими руками праздничных подарков, уроки технологии, субботники, экскурсии на производства, озеленение и благоустройство классной комнаты,  школы.

 "Интеллектуальное"

Знать и уметь

Мероприятия

культура умственного труда, книга, как источник знаний. Культура чтения, культура восприятия информации, её воспроизведения и передачи. Культура письменной фиксации знаний. Развитие памяти, воображения.

принятие участия в научно – практической конференции «я – исследователь», в районных и школьных олимпиадах, в интеллектуальных марафонах, обучающие занятия (по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и др.).

 "Наши традиции и праздники"

Знать и уметь

Мероприятия

знать и соблюдать школьные и семейные  традиции, свои увлечения и наклонности и реализовывать их через творческую деятельность; сценическая культура.

выставки детских рисунков и поделок, школьные и семейные  праздники, концерты, классные мероприятия, праздники, оформление классных уголков, принятие участия в районных фестивалях детского творчества.  

Реализация воспитательной части  программы позволяет на всех этапах формировать достаточно высокий уровень духовной культуры школьников.

В общении педагога и ребёнка, в приобщении детей к культуре своей Родины происходит рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание человеком своей индивидуальности.

Главным становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». В. Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать».

 Ожидаемые результаты.

Целевая установка образовательно – воспитательной программы  связана с осмыслением ее предназначения и с моделированием образа выпускника начальной школы. Каким должен быть ученик школы нового поколения?

ü Это человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования.

ü Это человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием.

ü Это человек  свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями, вероисповеданием.

ü Это человек, знающий свою родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков.

ü Это человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические цели и ценности.

ü Это человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании.

ü Это человек, живущий интересами планеты, участвующий в межнациональном общении.

         Еженедельные отчеты за 1 полугодие  2013-2014 учебного года.             

         Еженедельные отчеты за 2 полугодие  2012-2013 учебного года.        

         Еженедельные отчеты за 1 полугодие  2012-2013 учебного года.  

                                   

 ОВИ «Кубань мастеровая»

 

Еженедельные отчеты за  2011-2012 учебный год           

Этапы реализации проекта в 2011-2012

Расписание занятий

Результативность работы в 2011-2012 учебном году

 

 Результаты проекта за 2010-2011 учебный год.

   Отчет о результатах реализации проекта ШНП

расписание шнп на 2010-2011 г.            программы шнп 2010-2011 г.   

 фотоотчёт шнп  2010-2011 г.   еженедельные отчёты за 2010-2011 учебный год.

план работы  2011 года.